Научный подход

9 Января 2017
img203.jpg

Развитие инноваций и, следовательно, взаимодействия власти, бизнеса и науки — одна из наиболее актуальных тем для современной России. На всех уровнях власти говорится о необходимости создания технопарков, на эту тему проводят конференции и пишут научные работы. На этом пути делаются первые непростые шаги.

Тем временем в российских регионах есть примеры, когда идею инновационного развития экономики претворяют в жизнь талантливые «одиночки» на протяжении целого ряда лет, практически без поддержки. Один из таких примеров — дагестанское предприятие «Глобал-М», созданное Музакиром Шихсаидовичем Шихсаидовым. Известный учёный-физик, член РАТН, профессор, доктор физико-математических наук, он пришёл в бизнес, что называется, «не от хорошей жизни». И начал строить предприятие по западному образцу — по схеме технопарка. В результате убыточный махачкалинский завод радиотоваров, которому, казалось, оставалась одна участь — быть распроданным на участки под частное строительство, превратился в динамично развивающееся, дифференцированное производство с довольно серьёзными перспективами. Именно на его базе решено было создать первый технопарк в Дагестане.

Против течения

Его жизнь могла быть похожа на ровную прямую дорогу с хорошим покрытием. В ней могло не быть не то что падений, но даже слишком серьёзных испытаний. Сын известного дагестанского государственного деятеля, который старался быть похожим на отца, мог выбирать свою судьбу сам. Тем более что возможностей предоставлялось немало, да таких, о которых иные всю жизнь мечтают! Казалось бы, просто плыви по течению, как многие вокруг, — и всё будет…

Ещё в молодости прекрасный организатор, Музакир Шихсаидов мог, например, пойти «по комсомольской линии» и вскоре занять весьма удобное кресло в каком-нибудь «непыльном» республиканском ведомстве. Вместо этого он избрал тернистый путь учёного: отучившись четыре года на физическом факультете Дагестанского государственного университета, отправился писать дипломную работу в Москву, где и остался в Институте физики твёрдого тела Академии наук СССР. Мог сделать комсомольскую карьеру уже в столице, когда его приглашали на работу в ЦК ВЛКСМ. Но по совету отца отказался — решил полностью посвятить себя всё той же науке. Он мог навсегда остаться в Москве или уехать в Японию, куда его, известного учёного-физика, приглашали на целых пять лет, или в любую другую страну мира, где так ценятся «мозги» из России, — именно так в «лихие 90-е» поступили многие коллеги… Вместо этого Музакир Шихсаидов вернулся в родной Дагестан.

Его научная карьера начиналась в подмосковном научном центре Черноголовка. Под руководством директора института академика Юрия Осипьяна молодой учёный занимался перспективными разработками. Вместе с семьей жил в Академгородке, почти всё время отдавал работе, пропадая в лаборатории даже по выходным. И успех пришел.

— Моя научная деятельность была связана с исследованиями влияния внешних воздействий на пластические свойства кристаллов. Наше первое научное сообщение на эту тему было связано с обнаружением отрицательного фотопластического эффекта в кристаллах сульфида кадмия. С тех пор я очень много этим занимался, что позволило нам занять лидирующие позиции в мире в исследованиях по этому направлению! — вспоминает Музакир Шихсаидович.

Практическая сторона этих разработок — значительное увеличение срока службы алмазных режущих инструментов, возможность значительного увеличения нагрузки и уменьшения количества дефектов в полупроводниковых материалах. «Узкий» научный интерес открывал огромные перспективы для промышленности и других отраслей народного хозяйства. И талантливый физик, к тому времени уже кандидат наук, ушёл в эту работу с головой. Одна за другой выходили научные статьи. Большинство научных трудов были опубликованы в ведущих зарубежных научных журналах и сборниках, например таких, как «Philosophical Magazine» и других, также им были проведены лекции в зарубежных вузах.

— Сегодня ссылки на эти работы есть в учебниках, их цитируют в научных статьях. Дни, когда мы начинали эту работу и получали первые успешные результаты, были самыми счастливыми в моей жизни. Мой отец приезжал к нам в Черноголовку и говорил: «Музакир, ты самый счастливый человек на свете! Будь у меня возможность — бросил бы всё и тоже занимался бы наукой!» — рассказывает учёный.

Его отец, Шихсаид Исаевич Шихсаидов, был секретарем Дагестанского обкома КПСС по сельскому хозяйству. Сегодня его именем названа улица в Махачкале. Именно о таких людях говорят: «Цвет нации». Для сына он всегда был идеалом. Наверное, именно отец научил Музакира никогда не идти на компромисс с собственной совестью и выбирать не ту дорогу, которая легче, а ту, которая правильней. Заняв обкомовское кресло в 30 лет, Шихсаид Шихсаидов оставил его в 47 по собственному желанию — случай, уникальный по тем временам не только для Дагестана. А через пять лет его не стало.

— Отец завещал нам истины, которые сегодня не в цене: совестливость, честность, служение людям. Он был во многом идеалом для меня. Я очень далёк от этого идеала, — говорит Музакир Шихсаидов.

Бизнесмен от науки

В начале 1990-х он собирался создать в родной республике филиал академического института. Идею поддержали в Академии наук СССР и в Совете Министров Дагестана, были приняты соответствующие постановления, выделено помещение. Воодушевлённый учёный с энтузиазмом взялся за дело, вложил в строительство и реконструкцию помещения будущего института все свои сбережения, взял кредит… А потом СССР не стало. Страна бурлила, начинались большие перемены и то, что мы сейчас называем «переделом собственности». Музакир Шихсаидович и сейчас не вполне понимает, что именно произошло тогда: просто однажды помещение, которое должно было стать махачкалинским «храмом науки», отобрали для других целей. А он сам остался без работы, без перспектив, с долгами и необходимостью как-то содержать семью. Впрочем, и тогда ещё он мог призвать на помощь старые связи отца, родных, знакомых, московских коллег. Но не сделал этого. Решил, что только сам в ответе за свою жизнь. Потом были несколько лет неопределённости, непонимания. И, наконец, чёткое осознание: нужно создавать своё предприятие.

— Понимаете, я — учёный. Просить должности я не умею и не хочу. Начал было заниматься бизнесом — покупать и продавать. Быстро понял, что это не моё. Что надо заниматься производством, брать и поднимать предприятие, другого пути нет! — рассказывает Музакир Шихсаидов.

Зарегистрировав предприятие ООО «Глобал-М» и выиграв аукцион по продаже имущества обанкротившегося завода радиотоваров, он стал владельцем серьёзных активов и не менее серьёзных проблем:

— Задолженность предприятия только за потребление электроэнергии составляла более 3 миллионов рублей, по отчислениям в пенсионный фонд — около 2 миллионов рублей, задержка по выплатам заработной платы составляла более 6 месяцев. А ещё газ и другие коммунальные платежи. У завода были три общежития на балансе — в них жили кто угодно, только не работники завода. При этом объёмы производства у этого предприятия были меньше всех в республике, а долги — больше всех. Когда я взял этот завод, здесь считали на счётах. Я начал с того, что купил пять компьютеров и необходимую для эффективной работы оргтехнику. И сказал: с этого дня всё, что есть у меня, — для этого завода.

Это было не совсем то, чего многие в республике ждали. Под заводом — 14 гектаров земли в довольно привлекательном для строительства районе Махачкалы. Распродать большую часть — и можно жить, обеспечив безбедное существование не только себе, но и своим внукам! Но Музакир Шихсаидов снова пошёл «против течения»: он не продал ни метра земли предприятия, твёрдо решив наладить здесь современное высокотехнологичное производство.

— Сегодня мы аккуратно платим все налоги, у нас нет долгов. Мы выкарабкались! Правда, ушло много сил и времени, потому что всё время приходилось отвлекаться на разнообразные суды — многим очень не нравилось, что завод достался бывшему учёному. И сегодня не всем нравится.

Новый хозяин и руководитель начал не только с покупки компьютеров. Он существенно сократил штат за счёт управленческого аппарата.

— Несколько этажей были заняты какими-то чиновниками, которые сидели на шее у рабочих! Чем занимался такой большой административный штат сотрудников — непонятно. Я много раз бывал на Западе. Там нет предприятий с таким количеством управленцев! Там у фирмы, например, с оборотом 50 миллионов долларов максимум 18 человек администрации, причём восемь из них занимаются связями с зарубежными странами. А мы работали исключительно на внутренний рынок, имели мизерный оборот — и такой штат! Сейчас у меня нет главного инженера, нет ни одного заместителя. Зато я сам прихожу сюда в 7 часов утра и нахожусь здесь до 7 часов вечера.

Сейчас ООО «Глобал-М» — это сразу несколько производств. Предприятие выпускает мебель (продукция востребована государственными структурами республики, она же украшает многие свадебные залы в Дагестане, есть заказы из других регионов), металлоконструкции, современную упаковку (здесь первыми стали выпускать так называемые «саморазлагающиеся» пластиковые пакеты, обеспечивая экологическую безопасность в окрестностях Махачкалы). Удалось отчасти сохранить изначальную специализацию предприятия — было налажено производство магнитол и совместно с зарубежными партнёрами — радиопередатчиков Kenwood. Кстати, во время военных событий 1999 года ООО «Глобал-М» осуществляло поставки раций на передовую.

Секрет успеха, по словам Музакира Шихсаидова, довольно прост:

— Если есть спрос на ручку или на гвоздь — мы не считаем зазорным производить ручки или гвозди! Но сейчас у нас — очень серьёзные планы. Есть проект по производству минитракторов и комбайнов совместно с одной из зарубежных компаний. У нас в России производится крупная сельхозтехника, которая не по карману отдельным фермерам. А стоимость техники, которую собираемся производить мы, — от 7-8 тысяч евро. Такой минитрактор вполне сможет купить одно или несколько фермерских хозяйств! Кроме того, у нас есть проект по производству светодиодных энергосберегающих ламп, а также по альтернативным источникам энергии.

Упорядочить броуновское движение

Сейчас на площадях бывшего завода-банкрота работают несколько малых и средних предприятий. Одни — на условиях аренды, в других ООО «Глобал-М» выступает соучредителем. Фактически здесь работает схема технопарка, о котором сегодня так много говорят на самых высоких уровнях власти. Музакир Шихсаидов продвигает идею технопарка в Дагестане ещё с 1990-х, пытаясь привить в родной республике опыт, полученный за рубежом.

— Я изучал зарубежные технопарки ещё в советские времена. Я видел, что там, где налажено взаимодействие науки, государства и бизнеса, идёт бурное развитие! А у нас это всегда существовало автономно друг от друга. Но сейчас мы наконец подошли вплотную к реализации идеи. По совместному решению Дагестанского государственного университета, Дагестанского научного центра РАН, Министерства промышленности РД и ООО «Глобал-М» открытие технопарка планируется на базе нашего предприятия. Основная идея технопарка — это создание реальных условий для бизнеса. Для этого необходим реальный, а не декларативный синтез усилий науки, государства, промышленности и финансовой составляющей рынка — без этого не будет никакого прогресса!

Музакир Шихсаидов знает, о чём говорит. Как руководителю предприятия, которое пришлось не то что строить «с нуля», а вытаскивать из «долговой ямы», ему приходится по сегодняшний день сталкиваться со множеством необъяснимых с точки зрения нормальной человеческой логики препятствий.

— На всех уровнях власти говорится о том, что производство нужно поддерживать. Однако в 2008 году в республике в пять раз увеличивается налог на землю для промышленных предприятий. Как это можно понять? Вот и сейчас — для создания технопарка нам от государства, в принципе, не нужны деньги. Нам больше нужны льготы до того времени, как мы встанем на ноги, и кредит под 5%, как на Западе. Для финансирования найдутся другие источники — и в России, и за рубежом есть инвесторы, готовые прийти на дагестанский рынок. А технопарк должен стать той площадкой, где изобретатель и инвестор смогут найти и понять друг друга.

В этом году в Дагестане была создана республиканская Ассоциация промышленников и предпринимателей. Возглавил её Музакир Шихсаидов. Цели и задачи организации — всё тот же конструктивный диалог бизнеса с властью, которого так не хватает сегодня в Республике Дагестан и не только в ней.

— Нужна эффективная обратная связь бизнеса с органами власти. На мой взгляд, эффективно было бы в аппаратах федеральных округов закрепить «ответственных» за каждый регион. Основные функции представителя федерального округа при посещении «своего» региона будут заключаться в постоянном контакте, встречах с представителями местного бизнеса при дальнейшем содействии в решении конкретных насущных проблем. В случае неправомерности тех или иных вопросов должно быть объективное обоснование. В любом случае это был бы реальный диалог, способный дать конкретные результаты в самое ближайшее время.

Именно такой диалог, по мнению Музакира Шихсаидова, залог эффективных экономических решений, способных вывести республику на принципиально иной уровень развития.

— Иногда то, что делается в экономике, напоминает мне некое броуновское движение. Наверное, пришла пора остановиться, перестать двигаться хаотично. Надо просто посмотреть — где мы находимся, какой путь прошли за последние 20 лет, какие совершили ошибки? Дело в том, что российская экономика на пути своего становления совершила ряд ошибок, которых можно было бы избежать, просто изучив зарубежный опыт. И сегодня, говоря о Дагестане, я призываю внимательно посмотреть вокруг, использовать уже накопленный опыт. Проанализировать, что позитивного сделано в других регионах. Например, в Татарстане с его успешным опытом создания технопарков. На момент создания уставный фонд технопарка «Идея» в Татарии составлял 100 тысяч рублей, сегодня это уже 800 миллионов — и это доход, который приносят внедрённые в производство разработки! Есть другие удачные примеры коммерциализации научных разработок — в Омске, Санкт-Петербурге.

Ничего лишнего

Отдав больше половины жизни науке, Музакир Шихсаидов видит одну из главных проблем не только экономики, но и общества в целом в уровне образования.

— Если мы в ближайшее время кардинально не займёмся этим вопросом, мы никогда не увидим лучшего будущего! Чем отличается образование у нас и на Западе? У нас в вузах годами сидят уважаемые профессора-теоретики. А там приглашают на семинары состоявшихся практиков, благодаря чему студенты получают реальную картину развития экономики, бизнеса, видят то, с чем им придётся столкнуться на производстве. Я сказал об этом и в нашем университете. Сказал, что есть у нас состоявшиеся практики в промышленности — давайте приглашать! На меня, наверное, немного обиделись наши уважаемые профессора…

Музакир Шихсаидов внёс немалый вклад в дело развития образования в Дагестане. Но не собирается останавливаться на этом. В его планах — создать собственную образовательную структуру прямо на территории завода.

— У нас очень способный народ! Он может и созидать, и быть благородным и благодарным. Но его надо направить в нужное русло. Я лично знаю здесь таких ребят, которые готовы работать с утра до вечера. Им надо только создать элементарные условия. На территории завода, которым я руковожу, будет производство, образовательная структура и еще — маленькая футбольная школа. Это — моя мечта, я сам давно увлекаюсь футболом и хочу, чтобы этот вид спорта развивался в Дагестане. Но, кроме производства и образования, здесь не будет ничего! Ничего лишнего.

По расчётам самого Музакира Шихсаидова, на реализацию всех этих планов ему понадобится около трёх лет хорошей плодотворной работы:

— Конечно, этот мир слишком непредсказуем, в нём многое происходит вопреки здравому смыслу. И всерьёз рассчитывать, что через определённое время всё будет именно так, как планируешь, слишком самонадеянно. Но человек должен ставить для себя грандиозные, амбициозные цели — и двигаться к ним. Если планка достаточно высока, «по пути» решается множество самых разнообразных проблем! Как сказал великий Ф. Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».